Резные иконостасы из дерева: по всем канонам и правилам

Резные иконостасы из дерева: по всем канонам и правилам

12 Марта 2018

/ Просмотров: 493

Резные деревянные иконостасы выглядят теплее, мягче и богаче, чем металлические. Витиеватые узоры лишь подчеркивают красоту и великолепие богато украшенных икон. Впечатление усиливают позолоченные элементы — подчеркивающие красоту и величие межалтарной перегородки. Наиболее эффектно смотрятся иконостасы в барочном стиле — в которых блеск золота сочетается со сложностью резных узоров.

Оформлению преграды перед алтарем придают особое значение — это обусловлено тем, что она объединяет два света — небесный и земной. Именно ее видят в первую очередь входящие в храм прихожане — поэтому при выборе художественных приемов предпочтение отдают тем, которые затрагивают эмоции верующих, заставляют их задуматься о вечном и о Боге.

Устройство иконостаса

В классическом варианте у иконостаса 5 рядов — такая традиция сформировалась приблизительно к середине XVII века. Русские мастера стремились подражать художникам из Голландии и Фландрии — проявлялось это в изяществе и сложных переплетениях ажурных узоров. Помимо прорезной резьбы активно использовали рельефную — с преобладанием растительных мотивов, в частности, виноградной лозы и лавра.

Ориентировочно в этот же период устанавливается ордерная система, представляющая собой совокупность стоек и балок, дополненных колоннами и пилястрами. Также в конструкцию входят антаблементы — состоящие из фризов, карнизов и архитравов. Основа — каркас из соснового бруса, оснащенный МДФ, который служит для закрепления резного декора. Подобная структура характерна для иконостаса Смоленского собора, что входит в Новодевичий монастырь.

Строение иконостаса

Врата иконостаса

Нижняя часть имеет трое врат: царские — символизирующие ворота в Рай, с боковых сторон расположены южные и северные двери, для входа и выхода священнослужителей, соответственно. Варианты оформления царских врат:

Южные и северные врата традиционно оформляют с меньшей роскошью. Оформление рядов осуществляется в строгом соответствии с церковными канонами: первый — местный, второй — праздничный, третий — Деисус, четвертый и пятый — пророческий и праотеческий, соответственно. Все иконы располагают в четком порядке, предписанном правилами церкви.

Между ликами святых устанавливают резные колонны, дополненные пилястрами и капителями, обрамляют их геометрическими узорами по периметру. Чтобы оформление иконостаса выглядело более интересным, круглые иконы чередуют с овальными и прямоугольными. Межъярусные карнизы оснащают повторяющимися орнаментами. В качестве декоративных элементов в нижней части располагают эффектные розетки — с растительными или геометрическими мотивами, пилястры, капители.

Товары в тему статьи

Комментарии ()