Резьба по дереву - доступное хобби!

Резьба по дереву - доступное хобби!

6 Сентября 2014

/ Просмотров: 530

Резьба по дереву — увлекательный и доступный вид декоративно-прикладного искусства. Научиться резать по дереву может каждый желающий, обладающий определенными творческими способностями. Кроме этого, нужны желание, терпение и усидчивость. Для резьбы по дереву необязательно обладать большой физической силой. Резьба по дереву состоит из следующих технологических операций: • выполнение рисунка на бумаге;
• выбор и предварительная обработка заготовки;
• нанесение рисунка на заготовку;
• подготовка инструмента;
• выполнение резьбы и отделка изделия.
Рассмотрим подробнее эти операции.

Выполнение рисунка на бумаге

Рисунок на бумаге выполняется для последующего перенесения его на заготовку. Он должен быть предельно лаконичным и стилизованным и выражать самое существенное. Рисунок рождается постепенно под влиянием определенных размышлений, впечатлений и зрительных образов. Он развивается и обогащается в зарисовках с натуры. В нем остается только самое живое и нужное, отвечающее замыслу художника.

Для начинающих резчиков по дереву, работа над наброском, превращение эскиза в стилизованный рисунок — задача трудная. Поэтому начинать необходимо с простых рисунков, имеющих четкое построение, например пейзаж с четким контуром. На первых порах можно использовать рисунки художников.

Выбор и предварительная обработка заготовки

Для резьбы применяются различные породы древесины: мягкие и твердые. Из мягких лиственных пород для резьбы пригодны береза, ольха, осина, тополь, липа. Из твердых пород резчики применяют дуб, бук, клен, чинар, грушу, орех.

Древесина для резьбы должна иметь влажность 7 — 10%. Более влажную древесину резать легче, но чистота резьбы и шлифовки получается хуже, а изделие с готовой резьбой после высыхания может покоробиться, потрескаться. На сухой древесине резать труднее, часто получаются сколы.

резьба по дереву - доступное хобби

Большое значение имеет срез доски, тангенциальный или радиальный, на котором необходимо выполнять резьбу. По тангенциальному направлению (рис. 2) резание осуществлять труднее, но резьба получается более красивой.

Подготовка заготовки доски для резьбы ведется в следующей последовательности: строгание, шлифовка, покрытие красителем. резьба по дереву - доступное хоббиДоска для резьбы не должна иметь сучков и трещин. Толщина строганной доски выбирается не более 20 мм. При ширине доски более 100 мм во избежание коробления ее необходимо шпунтовать. Для этого в торце прорезается паз и в него вклеивается шпонка из твердой породы древесины (рис. 3).

резьба по дереву - доступное хобби

Если нет доски требуемой ширины, тогда берут несколько досок, подгоняют боковые стороны, а в торцах делают пазы. Потом склеивают и сушат под прессом (рис. 4). Затем заготовку строгают, обрабатывают циклей, шлифуют. Шлифовку выполняют вдоль слоя мелкозернистой наждачной бумагой № 120—140. После шлифовки поверхность слегка протирают влажной губкой и просушивают, после чего опять шлифуют. Делается это несколько раз, до тех пор, пока после высыхания на поверхности доски не будет ворса. После этого доску шлифуют еще раз наждачной бумагой № 140—200 и покрывают красителем. Краситель наносят в несколько слоев акварельной кистью. Очень хорошо смотрятся работы, выполненные на коричневом или черном фоне. Для коричневого фона берут «бейц» или раствор марганцевокислого калия, для черного фона — тушь или гуашь. После высыхания красителя поверхность заготовки протирают суконной тряпкой до появлений блеска.

Нанесение рисунка на заготовку

Лист бумаги, на котором выполнен рисунок, прикрепляют кнопками к доске, предварительно подложив под него копировальную бумагу светлых тонов. Рисунок переводят остро заточенным карандашом. Затем снимают лист бумаги и проверяют отпечаток, оставшийся на поверхности доски. Для закрепления рисунка на доске ее покрывают одним слоем лака. Лак лучше применять бесцветный, например нитролак или масляно-смоляной 4С—6С.

Подготовка инструмента для резьбы

резьба по дереву - доступное хобби

Для резьбы по дереву применяются резаки и стамески. Резаки (рис. 5, а) являются основным инструментом, а стамески (рис. 5, б, в) вспомогательным. Для выполнения некоторых видов резьбы, например контурной и плоской контурной с мелким подбором фона, основным инструментом служит стамеска. Стамески бывают полукруглые диаметром 2, 3, 4, 5, 10 мм, плоские с разной шириной лезвия 3, 5, 8, 10 мм и с наклонами (рис. 5, в).

Резаки и стамески изготавливают из углеродистой стали У7, У8. Для изготовления резака можно применять ножовочное полотно от поперечной или продольной пилы, для изготовления полукруглых стамесок — пружины, стальную проволоку и т. п., для изготовления плоских стамесок — плоские надфили и напильники. Эти инструменты необходимы для резьбы начинающим резчикам. Инструмент для резьбы должен быть хорошо заточен и отполирован. От заточки инструмента во многом зависит качество выполняемой работы.

Выполнение резьбы

Выполнение резьбы сложный, требующий мобилизации внимания и аккуратности вид творчества. Сама техника резания не допускает поправок. Техника выполнения контурной резьбы заключается в резании прямых и кривых линий различной ширины и глубины. Линия должна быть выразительной и четкой. Нужно обратить внимание учащихся на то, что чем больше погружают стамеску, тем толще остается след на доске. На этом и основывается живость линии: в одном месте она будет тоньше, постепенно переходя в толстую и обратно, что достигается постепенным наклоном стамески. При выполнении очень тонких линий пользуются резаком. Если при резьбе полукруглой стамеской остается полукруглая канавка за один проход, то при резьбе резаком получается треугольная канавка за два прохода. При сочетании этих операций получаются красивые изделия.

Упражнения в выполнении контурной резьбы желательно начинать на древесине мягкой породы, и лишь затем переходить к твердым. Доски следует закреплять по горизонтали неподвижно и только в крайних случаях поворачивать на 180°. Стамеску или резак держать за ручку правой рукой, а пальцами левой — придерживать полотно недалеко от лезвия. Это позволит уберечь левую руку резчика от иногда срывающейся стамески. Для выполнения плоской контурной резьбы применяются плоская и полукруглая стамески. Вначале по контуру рисунка проходят полукруглой стамеской, оставляя канавку. Теперь светлые места вырезают плоской или полукруглой стамеской в зависимости от замысла исполнителя. При вырезании фона полукруглой Стамеской получается рельефный фон, что хорошо гармонирует с силуэтом. Иногда такой фон мешает воспринимать главное в резьбе: тогда пользуются плоскими стамесками, которые позволяют получить ровную поверхность фона.

Отделка изделия

Изделие покрывается прочной пленкой лака, которая предохраняет его от атмосферных влияний. В результате отделки изделие приобретает законченный вид. Хорошей отделкой можно улучшить изделие, а плохой — испортить.

После выполнения резьбы изделие необходимо покрыть бесцветным лаком. 4С—6С. Время высыхания лака 24 ч. Затем поверхность изделия шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой № 180—200. После шлифовки с поверхности резьбы тщательно убирают пыль щеткой, особенно из глубины резьбы, и покрывают политурой. Для этого приготавливают тампон из плотной материи, обернутой в два-три слоя вокруг ваты. Внутрь тампона наливают 1 — 1,5 чайной ложки политуры. Полировку пробуют вначале на чистой, ровной плоскости доски. Затем, приступая к полировке изделия, берут на кисточку каплю машинного масла, раскладывают его в пяти-шести местах полируемой поверхности и после этого начинают полировать тампоном круговыми движениями руки, делая круги диаметром 6 — 10 см. Если тампон начинает прилипать, то на его поверхность необходимо снова нанести масло и продолжать полировать. При полировке поверхности надо остерегаться попадания пыли. После окончания полировки изделие следует протереть мягкой щеткой, а затем фланелевой тряпочкой.

Комментарии ()