
16 Октября 2013
/ Просмотров: 347
Особое место на Украине занимает резьба по дереву. Сейчас она сохранилась большей частью в музеях. Ее формы были очень разнообразны и связаны с декором посуды, мебели и жилища. Подлинно крестьянская деревянная утварь ушла в прошлое вместе с отмирающим бытом. Осталась резьба только на Западной Украине, в Косове, где она, как и косовская керамика, превратилась в художественный народный промысел, больше обращенный к потребностям города, чем к деревне.
В целом народная резьба на Украине, как в России, в ее наиболее древней по стилю группе, связанной с геометрическим орнаментом, характеризовалась плоскостностью, широким применением разновидностей резьбы «вглубь». Но в украинской резьбе сразу же проявлялись и свои художественные особенности. Несмотря на то, что многие ее орнаменты, украинские мастера вносили свое понимание. У них геометрическая резьба становилась сочнее, мягче, в ней ослабевал графический характер, свойственный русским резчикам. Все у украинцев становилось живописнее и шире. Типичны большие, выполненные трехгранно-выемчатой резьбой розетки на украинских чумацких возах XIX века. Эти порезки так глубоки, что они становятся очень живописными, а сами розетки воспринимаются как древнее воспоминание об огненной колеснице Перуна.
Очень интересна украинская резьба на деревянных хатах, расположенных в лесистых местностях. Это те же солярные розетки , окруженные или сопровождаемые геометрическими простейшими порезами. Иногда на концах ветряных мельниц можно увидеть геометризованное изображение женщины. Голова такой «богини» представляет собой солнечную розетку, выполненную глубокими геометрическими порезками.
Немалое место в народной украинской утвари занимали и зооморфные образы. На Восточной Украине в XIX веке мастера часто выделывали ковши и посуду с птичьими головами. Их характеризовали большая мягкость и обобщенность формы, необыкновенная жизненность. Украинские ковшики-утицы полны удивительной непосредственности и нежности, с какой мастер обрисовывал их упругие формы.
На Западной Украине в Косове резьба по дереву перевоплощается в XIX веке в своеобразный художественный промысел. Нам известны имена ее мастеров-зачинателей и тех, кто продолжал их дело впоследствии. Первым мастером был Юра Шкрибляк. А позднее приобрели приемы в резном дереве из рода Карпанюков.В Косове простая гуцульская утварь покрывалась геометрическим резным орнаментом. Радиально расчлененные розетки, сегменты, треугольники, прямые линии оживляли поверхность изделий.
Во второй половине XIX века резьба стала обогащаться введением цветного дерева. К ней добавлялась инкрустация цветным бисером, костью, перламутром и металлом. Мастера для своих изделий пользовались привозными материалами. Фарфор и бисер они получали из Чехословакии, черное и красное дерево - из Индии, перламутр из лагун Венеции. Благодаря этому вещи буквально превращались в своеобразные драгоценности, поражая тонкостью и сложностью работы.
Комментарии ()